|
--- |
|
license: mit |
|
language: |
|
- ru |
|
base_model: |
|
- ai-forever/rugpt3large_based_on_gpt2 |
|
tags: |
|
- philosophy |
|
- Plato |
|
--- |
|
|
|
|
|
# Проект семинара “Лаборатория Цифровой Философии”: Обучающий Философский Чат Бот “Досократик”. |
|
# текст доклада для interfacing 2024 , Тайвань. |
|
# Ярочкин Д.А 2024 |
|
|
|
Мы считаем, что цифровой мир стал важной частью нашей реальности, поэтому философия должна им заинетресоваться. |
|
Философия как дисциплина обладает рядом особенностей, которые делает ее метод уникальным и актуальным в сложившихся условиях. Во первых благодаря отсутствию предпосылок и аксиом философия не является ни гуманитарной ни естественной дисциплиной. Она совмещает оба этих условных разделения и благодаря этому может быть переходным мостом между одним и другим. |
|
Эта способность наделяет философию потенциалом гуманизации и более глубокого освоения цифрового мира. С этими мыслями мы организовали проект: «Лаборатория цифровой философии» в Санкт-Петербургском Государственном университете. Этот проект объединяет междисциплинарные исследования и призван ответить на три основных вопроса:вопросы, которые задают философам представители цифровых технологий; статус традиционных философских вопросов в свете технологий; разработка цифровых инструментов в изучении философии как метод познания. |
|
Проект активно изучает генеративные нейронные сети и их использование в педагогике вообще и в философии в частности. Опыт применения этих сетей на семинарах показал ряд интересных особенностей использования GenAI в философии о которых я бы хотел сегодня рассказать. |
|
# «Лаборатория Цифровой Философии»: чат бот «досократик». |
|
Данные тезисы представляют собой обобщение ряда панельных дискуссий, которые прошли в СПБГУ в рамках проекта кафедры антропологии СПБГУ “Лабораторий Цифровой Философии” СПБГУ . Этот проект посвящен вопросам создания технологий и философии в современном мире. |
|
Некоторые семинары были посвящены опыту использования ИИ в написании научных работ. Среди аргументов за использование было избавление исследователя от рутины. Однако в таком случае дискуссионным остается вопрос, обязан ли автор указывать использование ИИ. Также прозвучал прагматический аргумент согласно которому прогресс не остановим и все прекрасно понимают, что студенты, исследователи в массе будут использовать ИИ. В таком случае самым разумным будет регламентировать а не запрещать это использование и в том числе выработать рекомендации по качественной работе с ИИ. Третий аргумент творческий. Возможно избавив исследователя от необходимости соответствует формальным требованиям языка мы получим некий новый жанр письма подобно тому, как фотография породила абстрактное искусство. |
|
Исходя из вышеизложенного наша группа предприняла попытку создания собственного чат бота, обученного философии. На данном этапе реализован прототип “Досакратик”. Педагогическая ценность такого бота заключается в том что он позволяет ученику общаться с представителями древнегреческой философии. ИИ позволяет вернуться к диалоговой форме философии, возможно преодолев недостатки письма высказанные Платоном. |
|
прозрачность как залог устойчивого развития. |
|
Опыт создание и обучения нейросети дает ученикам возможность практического понимания устройство нейросетей, что позволит в дальнейшем обеспечить прозрачность нейросетей для общества. |
|
Наиболее важной чертой для безопасного ИИ является его прозрачность. Прозрачность сама по себе является проблематичной. В зависимости от контекста она принимает разные черты и в некоторых аспектах, может быть, даже вредна. Поэтому в отношении ИИ критерии прозрачности должны быть определены отдельно и здраво взвешены обществом. Мы должны понять, где прозрачность является средством, а где терминальной ценностью. |
|
|
|
|
|
http://digital-philosophy.ru/ |
|
|
|
|